Исследование затруднений учащихся в изучении математики показали, что значительное число учащихся испытывают затруднения. При этом выяснилось, что школьники предпочитают получить помощь от ЭВМ. Это и вывело на идею разработки экспертных систем для обучения математике. Разработаны и прошли проверку экспертные системы разных видов. Для оказания помощи ученикам предложены специальные экспертные системы по образцам, системы «Уравнения», «Ученик выбирает тему исследования» и др. Для учителей разработаны системы «Методическая разработка темы», «Продуктивный самоанализ личного опыта» и др. Для создания систем используется стандартное программное обеспечение и авторский пакет «МАРШ».
В статье рассматриваются разные направления применения ИКТ в работе с одаренными школьниками: обоснование, создание и применение электронных учебников с помощью авторского пакета «МАРШ»(мониторинг и анализ развития школьников; применение компьютера для выполнения проектов (в соответствии с интересами школьников); разработка и применение развивающих тестов для изучения развития школьников и мониторинга процесса работы учеников над темой школьной программы; включение одаренных школьников в решение современных проблем школ и применением компьютера. Приведены с краткими описаниями проекты для учеников с разными интересами, выполненные учениками Пскова, Псковской области и других регионов в разных вариантах. Ключевые слова: электронные образовательные ресурсы, одаренный школьник, развивающий тест, мониторинг, проекты.
В материале описывается подготовка урока обучения решению задач по теме "Среднее арифметическое чисел". Приводятся материалы к уроку и описываетс ход урока на деятельносной основе.
Материал содержит описание технологии выполнения методической разработки темы школьной программы по математике: разработка вопросов теории, выделение и разработка ключевых задач, исследовательские задания, компьютерное сопровождение. На основе методической разработки учитель готовит уроки по теме: урок изучения теории, урок обучения решению задач, отчетные уроки и уроки творчества. Разработка иллюстрируется на примере темы "Среднее арифметическое чисел".
В материале исследуется наличие потенциала математики в плане формирования УУД. Доказывается, что реализовать потенциал удастся только путем разработки и проведения системы уроков по теме. Описан состав систему уроков по теме и задачи, которые призван решать каждый из уроков.
В материале предлагается фрагмент экспертной системы по образцам по теме "Среднее арифметическое чисел". Система разработана для оказания помощи ученикам при решении задач по теме из учебника для 5-го класса (УМК по математике для 5-6 классов, разработанного авторским коллективом под руководством Э. Г. Гельфман и М. А. Холодной в рамках проекта "Математика. Психология. Интеллект).
В материале приведен фрагмент ЭС "Выбираем, выполняем и руководим исследованиями учеников 5-го класса". Предлагаются темы для проведения исследований учениками 5-го класса. После выбора ученику предлагается материал, из которого он узнает, что ему предстоит сделать и конкретное первое задание.
По этой же теме, в разделе для учителя, в ЭС предлагается материал, в котором описывается то, какой материал представлен ученику, избравшему тему и материал по выполнению первого задания и дальнейшей работы с учеником.
В материале описывается мотивационная сфера учеников 5-го класса. Материал размещен для занятий с учителями математики Псковской области. Материал взят из известной книги О. С. Гребенюк, Т. Б. Гребенюк. Основы педагогики индивидуальности. Калиниград. 2000 (http://myword.ru).